Таракихи (tiki_tarakihi) wrote,
Таракихи
tiki_tarakihi

Categories:

Эмильяно Сапата: краткая биография

...на испанском языке.

Замечательный проект кратких биографий от Clio:  Прекрасное качество фотографий, четкое изложение, понятный и простой испанский язык. Диктор читает четко и понятно.  Всего 6,5 минут. Сцена гибели Сапаты взята из игрового фильма Антонио Агиляра "Эмильяно Сапата".

ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ


В фильме кратко рассказывается история жизни Эмильяно Сапаты в контексте эпохи (прочитав эти тезисы, можно в принципе понять фильм без знания языка):


- показано место, где он вырос (штат Морелос, поселок Аненекуилько, старое поселение еще доиспанских времен), Сапата всегда гордился своей независимостью, и имел достаточно стабильную жизнь, зарабатывал своим трудом; Однако, его возмущала необходимость "арендовать" ту землю, которая ранее (до реформы Хуареса-Лердо) принадлежала крестьянским общинам;

- начался силовой и самовольный захват земель, резня в местной финке, присоединение масс крестьян к войску Сапаты. Порфирио Диас как-то сказал: Я был спокоен, пока не поднялся Юг.

- начало Революции; добровольный отказ от власти Порфирио Диаса, президентство Франсиско Мадеро и его разногласия с Сапатой (где Сапата решительно отказывался "институционализироваться" и разоружить свою армию, как ему советовал Мадеро. Вообще, ему, как революционеру, было непонятно - почему он должен "в кого-то" вступать. Просто верните крестьянам земли в собственность, и все!),

- создание мифа о Сапате ("Аттила Юга") с одной стороны, кличка "бандит" с другой стороны; в 1911 г. Сапата выдвинул "План Айяла" (аграрную реформу) и назвал Мадеро"изменником"; началась гражданская война - ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ.

- захвативший власть Викториано Уэрта организовал убийство Мадеро; в Морелосе начались репрессии; Но и Уэрта был недолог; после свержения Уэрты революционные войска вошли в Мехико. Наступила эпоха "конституционалистов" во главе с Венустьяно Каррансой. Армия Сапаты ни к кому не присоединяется.

(а где земля и воля, а?  Никто не хотел дать крестьянам землю, а Сапата хотел, чтобы земля принадлежала крестьянам! а Сапата не хотел ни к кому присоединяться, он был предан своей идее)

- революционные силы образовали Конвенцию, дабы договориться между собой, собрались в Агуаскальентес (место примирения!), и выработать единую линию - там собрались Карранса, армии Вильи и Обрегона. От армии Сапаты были только наблюдатели.

- "План Айяла" приняли, но не договорились. Конвенции не понравился ни Карранса, ни Вилья. Началась война между самими революцьонными силами. Венустьяно Карранса в первый раз (был еще второй, последний) бежал в многострадальный порт Веракрус, откуда исторически начинались все проблемы Мексики. Вилья и Сапата объединились, и дружно 4 декабря 1914 года вошли в город Мехико. Все кричали "ура!!!". Далее следует знаменитое фото - Вилья и Сапата сидят рядом в президентском дворце (Вилья развалился на кресле, Сапата напряженно рядом). Вилья играл с властью, Сапата же на физическом уровне власти сторонился.

- Основной задачей Сапаты в Революции была НЕЗАВИСИМОСТЬ штата Морелос, и МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. (это то, чего в наше время добивались "новые сапатисты" в Чиапасе).

- Венустьяно Карранса, заново собрав силы, стал бороться с бывшими соратниками, сремясь избавиться от "полевых командиров" как угрозы государству (которое еще толком не устоялось). В Морелосе началась война на устранение сапатистской армии. Командующий - генерал Гонсалес, военный профессионал. Сапатисты перешли на партизанскую войну. Эмильяно Сапате отчаянно нужен был союзник. Каррансисты уничтожали его союзников, а испанка косила ряды.

- полковник Хесус Гуахардо, в рамках общего с Гонсалесом плана, стал втираться в доверие к Сапате. Сапата, надо сказаь, был недоверчив и умен, как крестьянин. Гуахардо подарил Сапате дивного коня (Золотой Туз), но Сапата еще несколько раз проверял Гуахардо на вшивость. Встреча была назначена в усадьбе Чинамека. Сапата долго ждал, прежде чем решиться отправиться туда, и еще вдобавок, ждал в засаде. Но потом решился.

- однако, у Чинамеки была своя засада. По сигналу горна, в подъезжающего Сапату было выпущено множество пуль (7 попали в Сапату, остальные - в Золотого Туза). Сапата умер, как и жил - обнимая землю.

- то дело, за что Сапата боролся и положил свою жизнь -  нашло отражение в знаменитейшей, хардкор из хардкоров (да!!!!!!) 27-ой статье мексиканской Конституции (а Мексика, если кто забыл - конституционная республика, и там Конституция - священней священной коровы). Земля, отнятая у крестьян в середине 19-го века либеральными реформами ("Закон Лердо"), вновь к ним вернулась, как и общинное землевладение. Двадцать седьмая статья - это очень актуальная тема даже для сегодняшнего мексиканского крестьянства.  Это тема современного сапатизма.


(для полного понимания, мне пришлось посмотреть фильм два раза). Что-то забываю испанский...


http://www.youtube.com/watch?v=s80lGa_qDZM

Этот краткий документальный фильм настолько мне понравился, что я решила его оставить здесь. 
Tags: Мексика, Мексика; трагедия, история Мексики, мексиканская революция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments